Анализ существующего опыта формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

Подробно о педагогике » Теоретические основы формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни » Анализ существующего опыта формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

Страница 3

Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения: 1) если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится и 2) для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования ЗОЖ.

Опыт различных регионов (Уральский округ, Приволжский округ и т.д.) в понятие "культура ЗОЖ" включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и внутренними факторами. К последним целесообразно присоединить и отношение личности к себе.

Система работы по данной проблеме осуществляется на основе личностноориентированного подхода. Гуманистическая направленность и индивидуализация действий по формированию культуры здоровья невозможны без личного участия школьников, без их умений совершать логические операции, без самостоятельного получения ими новых знаний. Важно, чтобы учащиеся умели творчески перерабатывать полученную информацию и создавать новые продукты.

Валеологический подход к формированию культуры ЗОЖ включает в себя медицинское, психологическое, нравственное, физиологическое содержание. Опираясь на комплекс данных наук, строится педагогический процесс (целенаправленное применение содержания, форм, методов обучения и воспитания), формирующий культуру здорового образа жизни.

Данный процесс происходит в учебно-воспитательной среде. Варианты формирования здорового образа жизни могут быть разными. Н.К.Смирнов предлагает создание лечебной базы в образовательных учреждениях с целью минимизации отрицательных влияний учебного процесса на организм школьников. Л.А. Щелчкова считает, что в образовательной среде может формироваться готовность школьников к здоровому образу жизни. Она включает в себя такие компоненты как знания, умения и мотивы ЗОЖ. В некоторых случаях могут браться для учебной и научно-исследовательской работы отдельные составляющие здорового образа жизни. В нашем случае речь идет о создании культуры здорового образа жизни, которая в результате целенаправленной работы переходит во внутреннюю культуру учащихся. Так же мы руководствуемся распространенным в настоящее время положением о том, что ребенок должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым.

Согласно рекомендациям М.М.Поташника были разработаны 8 программ. В соответствии со структурой здорового образа жизни их можно классифицировать в три группы. К первой группе "Отношение личности к себе" можно отнести такие программы как "Культура умственного труда младшего школьника" и "Достижение успеха в жизни". В них подробно рассматриваются проблемы самосознания, в частности, рефлексия, самопознание, самоуважение и т.д. В данные программы включено содержание таких факторов здоровья как организация и соблюдение режимов дня, питания.

На формирование культуры поведения, развития речи, духовности, искоренение вредных привычек направлена программа "Нравственное здоровье". Представленная в программе система мероприятий развивает у школьников опыт нравственного поведения. Она поддерживает неразрывную связь между знаниями социальных ценностей, общественных правил с одной стороны и поведением учащихся – с другой. Не случайно в проблеме нравственного здоровья ставятся такие задачи как развитие у детей духовной культуры с помощью мероприятий, направленных на воспитание нравственных качеств; обучение противостоянию негативным влияниям природной и социальной сред; организации учебной и внеучебной деятельности школьников в соответствии с законами здорового образа жизни. Подчеркнем, что нравственное здоровье школьников, в соответствии с программой, формируется в единстве с общим здоровьем. Нормы поведения прививаются на основе примеров нравственного образа жизни выдающихся деятелей, знакомых людей, друзей. Нравственное здоровье младших школьников в единстве формируют учреждения образования, культуры и спорта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Основы коррекционной работы с аутичными детьми
Ранний детский аутизм относят к особой форме патологии, при которой нарушен механизм эмоционально-поведенческой адаптации. В отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств у детей и, прежде всего, у детей с аутизмом на основе уровневого подхода (К.С Ле ...

Опыт применения отечественных нетрадиционных технологий в работе с аутичными детьми
Рассмотрим опыт работы по социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма с применением нетрадиционных технологий в нашей стране. Организация реабилитационной помощи аутичным детям имеет ряд отличительных особенностей, одной из которых является ориентация на развитие и ...

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных услов ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru