В анализе преобладающих типов мотиваций можно увидеть принципиальное сходство для обеих экспертных групп. На первом месте мотивация, связанная с потребностью в самореализации по типу "не представляю себя вне профессии"; на втором месте мотивация, связанная с потребностью в общественном признании, поощрении со стороны родителей и коллег (различного рода материальные и моральные стимулы); на третьем месте мотивация, характеризующаяся жестким контролем за деятельностью педагога. Так преподаватели иностранного языка в школе отмечают, в большинстве случаев, что контроль просто необходим. Это связано со спецификой управленческой деятельности в школе и самой профессионально - педагогической деятельностью учителя.
В экспертной группе А несколько другое соотношение. Кафедральные специалисты ставят этот тип мотивации на третье место, однако преподаватели в ДОУ и эксперты ФИЯ отводят этой мотивации четвертое место.
Что касается преподавателей ДОУ, то специфика их деятельности связана с отсутствием жесткого и систематического контроля со стороны администрации, так как зачастую их деятельность проходит в рамках дошкольного учреждения, но за пределами воспитательно - образовательной работы этого учреждения. Большинство специалистов в области раннего обучения иностранному языку ведут так называемые кружки и реализуют дополнительные образовательные услуги на платной основе.
Четвертое место занимает мотивация по типу "награждай и проверяй". Педагогам требуется постоянное стимулирование именно в последовательности "пряника и кнута".
Такое положение типов мотивации в целом можно охарактеризовать как нормальное и соответствующее действительности. Для профессиональной компетентности особенно важно преобладание стремления к самореализации и к обществнному признанию.
Блок 1. Группа интегративных характеристик личности преподавателя.
Таблица 4. Сравнительная таблица рангов значимости оценок экспертных групп А и Б
УМЕНИЯ |
Группа А |
Ранг |
Группа Б |
Ранг | ||
Кафедра |
ДОУ |
Каф-ра |
Школа | |||
Умение видеть свой педагогический труд в целом: в единстве целей, задач, способов, условий, результатов, - понимание причинно следственной связи между ними |
10 |
9,2 |
2 |
8,7 |
9,6 |
2 |
Умение перейти от оценки отдельных умений к оценке результативности, эффективности своего труда в целом |
9,4 |
9,2 |
3 |
8,6 |
9,6 |
3 |
Определять "белые пятна" в своей профессиональной компетентности |
8,1 |
8,6 |
5 |
8,6 |
8,9 |
5 |
Стремление к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию |
9,8 |
9,5 |
1 |
8,9 |
9,8 |
1 |
Опыт творческой деятельности |
8,3 |
8,6 |
4 |
8,2 |
9,5 |
4 |
Информация о ообразовании:
Технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе
“В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие “технология”, пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось ...
Образовательный стандарт и образовательные программы
по предмету биология
Изучение мирового педагогического опыта служит формированию открытого педагогического мышления, при котором осваивается все целесообразное в накопленном школьном воспитании и образовании. При всей своей специфичности школ и педагогики отдельных стран в них отражены актуальные и глобальные подходы у ...
Приготовление растворов
Целью данной работы является обучение учащихся готовить растворы заданной процентной концентрации и закрепление понятия о концентрации растворов. Она же способствует развитию у них аккуратности, бережливости, навыков рационального планирования работы, трудовой дисциплины, товарищеской взаимопомощи. ...